Линктер

ЧУКУЛ КАБАР!
28-Март, 2024-жыл, бейшемби, Бишкек убактысы 17:34

В.Пономарев: Случай с Б. Хамроевым отражает обстановку широкомасштабного произвола в Кыргызстане


Бахром Хамроев, правозащитник
Бахром Хамроев, правозащитник

В интервью Радио “Азаттык” директор Центральноазиатской программы правозащитного центра “Мемориал” Виталий Пономарев заявил о том, что в Кыргызстане произвол приобрел невиданные масштабы

- Нам сообщили о том, что Бахром Хамроев уже находится в Москве?

- Да, полчаса назад он позвонил из аэропорта, сообщил о том, что сегодня утром был принудительно депортирован в Россию самолетом из Оша. Фотоаппарат, мобильный телефон - забрали сотрудники ГСНБ, и не вернули на момент отлета. Подробнее с ним не мог поговорить, поскольку он звонил с чужого номера. Думаю, что с минуту другую он приедет ко мне, тогда будут известны дополнительные подробности.

- Рассказывал ли, хотя бы в общих чертах, о причинах задержания в Оше, о том, что произошло с ним?

- Нет, не рассказал. Но картина была ясная: за ним велась постоянная слежка, чинились препятствия всем его встречам в Ноокате и в Жалал-Абаде, была угроза, которая была передана через администрацию гостиницы, в ней ГСНБ предупреждала, что «если ты в течении двух часов не уберешься, то тебя ждет большой сюрприз» и т.д.

Я думаю, что никаких законных оснований для его задержания не было. И этот случай отражает обстановку широкомасштабного произвола, которая царит в Кыргызстане, когда сотрудники ГСНБ безнаказанно совершают разные незаконные действия.

- Это задержание связано только с его профессиональной деятельностью?

- На все 100 процентов. Он приехал в Кыргызстан в командировку с целью сбора информации о преследованиях верующих, прежде всего, уголовных преследованиях в период после «Ноокатских событий». Если о «Ноокатском деле» достаточно много информации, то другие дела не получают должного освещения в СМИ. Хотя идет информации о жестоких пытках, совершенно не справедливых, не пропорциональных приговорах, когда за хранение странички текста дают 15-18 лет заключения.

Он встречался с родственниками и знакомыми этих людей, ставших объектами преследования по религиозным мотивам, собирал информацию о судебных процессах, происшедших на юге за последние годы.

- Раз его депортировали, он не сможет больше приехать в Кыргызстан?

- Все зависит от того, как была оформлена депортация. Но сейчас ГСНБ практикует такие действия, как запрет на 5-10 летний въезд в страну без каких либо оснований.

- До нас дошло, что у него в сумке нашлись листовки, кассеты, диски «Хизб ут тахрира»?

- Никаких кассет, насколько я знаю, не было, там нашлись несколько листовок «Хизб ут Тахрира», но эти листовки есть сегодня у всех - и у журналистов, и у правозащитников, у любых исследователей. В Алматы, откуда я его провожал в Кыргызстан, мы вместе укладывали его сумку, он вез издания Мемориала и ксерокопию доклада комиссии Омбудсмена КР по делу о Ноокате. Он не ввозил какие-либо запрещенные издания в страну, сбор материалов в исследовательских целях не является уголовным преступлением, вообще не является каким-либо правонарушением.

Кстати, ранее Виталий Пономарев распространил подробности задержания Бахрома Хамроева в Оше, российского правозащитника, задержанного накануне в Оше и отправленного сегодня утренним авиарейсом в Москву. По этим сведениям, вечером 18 ноября в Оше Бахром ужинал в кафе "Иссыккуль" с журналистом радио "Свобода" Шерзодом Юсуповым.

«Примерно в 18 час. 10 мин. при выходе из кафе к ним подошли двое сотрудников милиции и потребовали пройти с ними под предлогом проверки документов. Хамроева и Юсупова увели в разные стороны, Юсупов полчаса продержали в здании ГОВД, после чего отпустили. За это время вернулся милиционер, ушедший с Бахромом. На вопрос о местонахождении последнего он ответил, что Бахрома якобы отпустили, так как его документы были в порядке. Поскольку телефон Бахрома не отвечал, Юсупов сообщил о происшедшем местному правозащитнику Иззатулле Рахматиллаеву. Тот поехал в ГУВД, приемник-распределитель, пытаясь отыскать Бахрома. В это время Рахматиллаеву позвонила жена и сообщила, что к нему домой ворвались 3 сотрудника ГСНБ, которые начали проводить обыск. Когда Рахматиллаев вернулся домой, "все было перевернуто". Сотрудники ГСНБ изъяли вещи Бахрома и увезли Рахматиллаева с собой для допроса».

В здании ГСНБ И. Рахматиллаев увидел Бахрома. С ним обращались, как с заключенным (сняли ремень, галстук и т.д.). Сотрудники ГСНБ заявили, что российский правозащитник якобы незаконно собирал данные об общественно-политической ситуации в Кыргызстане, а также "распространял информацию о Хизб ут-Тахрир".
На протяжении ночи трижды проводились очные ставки с участием Рахматиллаева. Утром он потребовал адвоката, после чего был освобожден, Бахром остался под стражей.
По словам Рахматиллаева, из сумки Бахрома были изъяты материалы о судебных процессах и 4 местные листовки "Хизб ут-Тахрир", собранные им в ходе поездки в исследовательских целях.

«От себя могу добавить, что перед выездом Бахрома в Кыргызстан из Алматы мы вместе укладывали его сумку, поэтому могу засвидетельствовать, что он вез с собой в Кыргызстан лишь издания "Мемориала", а также несколько ксерокопий доклада Комиссии по ноокатским событиям при Омбудсмане КР», отмечает В.Пономарев.

По словам В.Пономарева, дело Бахрома Хамроева вызвало большой международный резонанс. Вечером 18 ноября организация "Human Rights Watch" распространила заявление с призывом немедленно освободить задержанных правозащитников. Многие международные организации сегодня утром обратились в "Мемориал" с запросами о дополнительной информации по данному делу.

В свою очередь, пресс-служба ГСНБ КР отказалась от каких-либо комментариев по этому поводу.
XS
SM
MD
LG